“Финанс-романс”: хочется, да не можется

Российская блогосфера отличается особой подвижностью и текучестью: куда ветер дунет, туда и несет. Что сегодня вышло в топ – то must see/ read/ wear etc. Среди шелухи тяжело найти действительно алмаз. Поэтому приходится читать/смотреть/посещать порой то, что рекомендуют “гуру”.

Все-таки, это не мой вариант – в большинстве случаев то, что воспевают гуру от искусства, моды, гастрономии никак не бъется с моим личным вкусом. После пробы рекомендованного остается лишь осадок и разочарование в потраченных деньгах и времени. Больше, конечно, времени жалко, и то, что ожидания не оправдались.

К чему это я все? Все к тому веду, что прочитала я недавно книгу россиянки Яны Афанасьевой “Финанс-романс. В дебрях корпоративной Европы”. Вот сижу и думаю, чего мне  жалко больше – своего времени или возможностей, которые я упустила, читая книгу?

Fin-rom

Дневник автора в livejournal я читаю давно (с того момента как поняла, что переезд в Люксембург так же реален, как километровые пробки на Садовом). Судя по содержанию дневника и тому, как Яна продвигала свою книгу, я действительно ожидала интересный, структурированный, написанный живым языком текст о корпоративном мире Люксембруга и Европы. После 10 лет корпоративной жизни в России со всеми ее прелестями и курьезами я надеялась получить инсайд, что-то типа “вот особенности есть такие и такие, так ни за какие коврижки не делайте, вот это – самое оно”. Для меня это было особенно важно, ведь продолжать свою карьеру (или, вернее будет сказать – начинать с нуля) я буду именно в этом корпоративном мире Люксембурга. Что же я нашла в книге? Полезности, которые я отметила для себя я оставлю на “потом”. Пока же – общее впечатление.

Автор не смогла определиться с жанром книги: то ли  это пособие про то, как писать резюме и вести переговоры о зарплате, т.е. деловая, по большей части, литература; то ли это личный дневник, куда вывалено все, начиная от сплетен в корпоративном туалете до длинного перечня товаров в shopping list и педантичного перечисления брендов, как говорится “о чем вижу, о том пою”. Поэтому читатать, несмотря на легкий язык, проблематично: постоянно приходится останавливаться и вспоминать – это мы сейчас про MBA все еще говорим, или уже про шоппинг и SPA. Сумбура можно было бы избежать, раздели она “личное” и “полезное” хотя бы визуально шрифтом, размером текста (так делают многие издатели. Мой любимый – Игорь Манн – все свои книги структрурирует очень четко и наглядно: у него сразу понятно, где идет теория, а где – пример из жизни).

У меня сложилось стойкое впечатление, что Яне очень хотелось засунуть весь свой дневник в одну книгу. Однако формат не позволял, поэтому пришлось брать любимые места из любимой жжшечки и компоновать, как получится. Надеюсь, со следующей книгой такого конфуза не случится.

Опущу свои мысли по поводу личности автора: во-первых, я ее лично не знаю и судить на основе книги и жж не берусь; во-вторых, все-таки и книга, и жж в какой-то степени выдумка (где-то больше, где-то меньше). Поэтому давать свои оценки незнакомому человеку тем более в публичном пространстве я не буду. Зато остановлюсь на том, что мне бы хотелось увидеть в книге и что было полезно.

Во-первых, правильный подход к переговорам: “Я не верю (и никому не советую верить), что сначала нужно проявить себя в компании, а потом уже заслуженно просить прибавки”. Абсолютная правда. Договариваться нужно на суше. Когда вы уже в плавании, правила менять поздно. Это касается всего: зарплаты, подчинения, проектов, бонусов и прочих приятностей. Кроме того, я заметила, что большое руководство даже больше ценит тех, кто активно остаивал свои желания в самом начале а не тех, кто прогнулся в надеже получить что-то попозже.

Во-вторых, резюме. Его нужно холить и лелеять. Обновлять и подправлять. Иметь два а то и три под разные компании и типы работ: проектное резюме, где описаны выполненные проекты и функциональне, где информация дана в хронологическом порядке с перечнем фунционала по каждому из работодателей.  Однако я категорически не согласна, что резюме должно быть пестрым и ярким: изобилие цветов, шрифтов, размеров, подчеркиваний и прочих украшательств мешает восприятию главного – информации о кандидате. Да и раздражает прилично.

Еще нужно отметить, что Яна всегда делала правильно – это мотивационные письма. Так же верно, что нужно идти напрямую к своему потенциальному начальнику, а не пытаться пробить стену HR менеджера. По каким параметрам рекрутеры отбирают кандидатов – мне до сих пор не понятно. Видимо, поэтому я всегда находила себе сотрудников не через отделы кадров. И да. Мотивационные письма. Я бы сказала, что они даже важнее резюме – их читают первыми и если ваша мотивация не понятна – резюме даже не открывают.

Подготовка к переговорам (будь-то собеседование на работу, внутреннее совещание или встреча с клиентом) должна быть полномасштабной и идти по всем фронтам: чем больше вы знаете о своем визави, тем больше шансов выйти после встречи с подписанным контрактом. Под визави я понимаю как непосредственно человека или группу товарищей, так и саму компанию и проект, о котором предстоит говорить. 80% успеха зависит от подготовки к переговорам и лишь 20% – от самих переговоров.

МBA и впечатления автора. Было интересно читать про стратегии разных компаний и как они выстраивают свою стратегию в соответствии со своими ценностями. Занимательная история и про интервью автора с бизнес-школой: урок про то, что не нужно теряться и отстаивать то, что хочешь и во что веришь.

Из так называемой “личной” части понравились заметки о быте и повседневной жизни, а так же описанием того, как представители разных культур реагируют на те или иные события.

В общем, хочу сказать, что жж автора гораздно интереснее ее книги: читается легко, текст выстроен в формате постов, поэтому никто и не ожидает, что там будет какой-то связный ряд собитый. Опять же, хочешь – читай пост, хочешь – пропускай и иди по тегам, которые тебе интересны. Книга лишина этих прекрасных интерактивных элементов и поэтому тяжела и неповоротлива. Надеюсь, следующая книга автора будет легче и интереснее. Удачи ей.

